Часовни, исчезающие реки, озера  и исчезающие дороги  Бокситогорского района.

(небольшое путешествие на землю тихвинских карел-старообрядцев )

 Автор Валерий Карсаков.

 


1   2


Карелы появились на землях Российской глубинки после  1617 года. По заключенному в это время Столбовскому миру со Швецией большая часть Приладожья перешла к шведам.  Восточная часть границы прошла по реке Лаве и далее к нынешним Выре и Рождествено. После заключения Столбовского мира в течении двух недель  дворяне, монахи и горожане могли уйти  с отошедших ко шведам территорий на территорию Русского государства. Крестьяне и духовенство  приходских церквей обязаны были остаться. Шведы быстро  стали наводить порядок: в 1618 году провели перепись населения,  обложили  все натуральные и денежные доходы  налогами, стали проводить  политику притеснения православной веры.  Крестьяне-карелы порубежных погостов целыми селениями уходили  на территорию России. Шведы требовали возвращать перебежчиков, ставили заставы, укрепленные городки, но карелы   все равно бежали со шведских территорий. В местах их компактного поселения образовались  локальные группы  тверских, валдайских, тихвинских  карел. Так продолжалось почти сто лет вплоть до 1721 года. Другое дело, что в России в это время то же было не очень гладко: после реформ патриарха Никона 1666 года грянул раскол. В это время православное духовенство порубежных погостов по требованию шведской стороны было подчинено лютеранскому епископу, реформы Никоны до них еще не дошли и, естественно, они служили  по старому церковному уставу. В результате, карелы –перебежчики со шведских территорий  воспринимались  в России как раскольники. Сама Тихвинская земля дала  расколу таких видных людей как игумен Николо-Беседного  монастыря Досифей, инок Геннадий Качалов (оба признаны у старообрядцев святыми) и знаменитый основатель Выговской пустыни  Данила Викулин. Данила Викулин, хотя и олончанин, но служил дьяком в Шунгской волости, все земли которой принадлежали Тихвинскому Успенскому монастырю. Данила имел очень тесные связи с тихвинцами, особенно с Досиффеем, который был его духовным наставником. Естественно, что  все карелы-перебежчики попадая в Россию невольно переходили в раскол по отношению к Православной церкви и к началу 18 века были обретены  учителями одного из наиболее  радикальных старообрядческих толков беспоповства, последователями Феодосия Васильева. В "доношениях" архиепископа Новгородского Дмитрия за 1758 год  о раскольниках деревни Бирючево Озеревского прихода есть упоминание о "тихвинского посаду купецком человеке" Симеоне Иевлеве, с чьим именем  связаны "огненные смерти" 1757-1758 гг в ряде деревень тихвинских карел. Тихвинские карелы, как уже говорилось, были беспоповцы-часовенники.  Именно их часовни  мы и поедем смотреть в этом путешествии.

Часовни представленные в отчете расположены  совсем недалеко от Бокситогорска. Что бы их посмотреть совсем не обязательно тащиться 150 км по грейдеру (как,  например, в Красный Бор).

Все  представленные часовни расположены  на двух небольших  маршрутах: один кольцевой – Бокситогорск-Колбеки Калинецкое-Черкасова горка-Пикалево, второй тупиковый- Пикалево-Чудцы-Заголодно-Озерево-Толсть-Бирючево и обратно. Дороги везде проходимы для любого транспорта, кроме, пожалуй, от Калинецкого на Спировские озера и на Гагрино. Эти два участка требуют терпения и частых промеров луж. Несколько насторожило отношение местного населения к туристам-краеведам, которыми мы почетно себя считаем. То ли это традиционно "старообрядческий характер" местного населения, то ли это связано с  бывшим 101 км, коим был Бокситогорск в советское время, то ли с чем то еще. А,  может быть,  просто  наши краеведческие физиономии пришлись не по вкусу  тамошним мужичкам. Если серьезно, то в двух деревнях на вопрос про часовню нам ответили в том смысле, что "в теперешнее время часовни то не всем показывать надо",  а в Черкасовой Горке за нами в часовню прибежал мужик и смотрел до тех пор пока мы не ушли, причем объяснил это тем, что "25 лет назад их часовню обворовали и утащили старинные иконы". С тех пор он и бегает. Правда про этого  мужичка нас еще в Гагрино предупредил тамошний краевед , на которого он полез с топором, и мы, в общем то, были готовы к его появлению. К сожалению, подписи к фотографиям я не смог снабдить каким–то обильным краеведческо-информационным материалом, поскольку сведения о наличии часовен сформировались постепенно из очень разрозненных материалов: выставка "Старообрядцы ленинградской области" в этнографическом музее, отрывочные сведения из местных газет и прочее, прочее, прочее.

 

Часть Первая.

Бокситогорск - Колбеки Калинецкое - Черкасова горка - Пикалево.

 

К сожалению, начать описание этой части путешествия придется опять с оправдания: большая часть фотографий не получилась, поскольку фотоаппарат зажевал пленку (в 2006 году у меня еще не было "цифры"). Исходя из этого  придется часть материала дать описательно с последующим включением в него фотографии из повторной поездки. Итак…

Тихвин – Бокситогорск- Колбеки, поворачиваем направо на Неболчи.  Дорога так себе, поскольку ездили в мае и грейдер после зимы еще не проходил.

Деревня Бочево.

Первая остановка в Бочево  - осмотрели остатки  усадьбы капитан-лейтената Тимирева, похороненного на кладбище в Колбеках, рядом с героем русско-турецкой войны 1877-1878 гг генералом  В.Д. Кренке. Тимиревы и Кренке (усадьба Кренке  была в Колбеках) дружили семьями, часто бывали в гостях друг у друга, заезжал к ним  и великий композитор Н.А. Римский –Корсаков, загородная усадьба которого была  в Заручевье, не далеко от этих мест.   От барского дома Тимиревых  в Бочево остались лишь стены с растесанными окнами и перегородки. В годы войны здесь был  военный госпиталь, затем школа, потом интернат, пионерлагерь.   От парка остались пруды,  липовые аллеи и дух давно минувших дней. Рядом с усадьбой живет фермер Николай, хорошо знающий историю этого дома и его хозяев. Рассказывает интересно и с удовольствием. (каюсь, сразу не записал  его рассказ, а теперь …).

Деревня Вязищи.

Еще 10 км симпатичной лесной дорожки до поворота на Вязищи. Часовня находится в самом конце деревни, в небольшой  живописной ложбинке. Есть сведения, что часовню эту построил в 1905 году   по обету солдат, вернувшийся  с русско-японской войны. Поскольку точно такой же рассказ мы услышали про часовни  еще в двух деревнях этого района, то к какой часовне точно  относятся эти сведения  не совсем понятно.

Исчезающая река Рагуша.

Возвращаемся  снова в Колбеки, поворачиваем направо и двигаемся по направлению на Спирово и Спировские озера. Не доезжая  до деревни Рудная горка, где в 1882-1886 годах на правом берегу реки Воложбы  купцом Виноградовым и тихвинским предпринимателем Бренном добывались бокситы, используемые ими тогда лишь  для приготовления красок, дорогу пересекает река Рагуша, с моста через которую хорошо видны поноры -  небольшие водовороты, уводящие эту речку под землю. Если путешествие приходится на сухое время года, то можно увидеть, как эта речка такими вот "понорами" полностью уходить под землю, обнажая сухое русло, а через несколько сот метров  появляется вновь.  Сразу за мостом справа от дороги есть оборудованное место для стоянки, где можно отдохнуть, перекусить и затем прогуляться для осмотра реки.

Деревни Гагрино, Дудинское.

Поворот к этим деревням находится рядом с деревней Калинецкое. Дорога туда не "грейдеруется" уже много лет, поскольку деревни числятся не жилыми, и поэтому изобилует глубокими лужами. В конце пути появляются  трелевочные площадки и следы лесовозов. В общем, ехали долго и нудно, Фольксваген оторвал молдинг. Приехали, получили указание о часовне по типу" в теперешнее время часовни то не всем показывать надо", но затем разговорились и были одарены симпатичной часовней Нила Столбенского на местном кладбище и  почитаемой здесь елью, в дупле которой  установлена небольшая икона Серафима Саровского. За время нашего пребывания в деревне дорога не улучшилась, поэтому обратно тем же долгим и нудным манером доползли до  перекрестка у деревни Калинецкое и повернули  направо на Спировские озера.

Спирово и Спировские исчезающие(карстовые) озера.

Дорога на Спирово показалась  несколько веселее предыдущей, поскольку давала иногда возможность разогнаться на лесном песчаном проселке, но весна, весна … и переезды через совсем не заметные летом ручьи  сопровождались замерами глубины и веселыми заплывами наших не привычных к этому делу машин. Ну вот и знаменитые Спировские озера: Березорадинское, Гусиное и Перуша. Знамениты они тем, что раз в 5-7 лет уходят в карстовые разломы через жерла большого (до 40 метров) диаметра.

Уходят примерно за неделю, вместе с рыбой, отмирающими водорослями и прочим.  Дно озера высыхает и местные жители ездят по нему в любом направлении на мотоциклах и пр. Через полгода – год вода возвращается. Возвращается вместе с водой и рыба. Нам  в этом отношении не повезло – озера не уходили и не возвращались, ждать этого явления в целях экономии времени мы то же не стали, поэтому отправились сразу к церкви. Мостик через протоку  Гусиного озера, указанный на карте, оказался не проезжаемым для наших неподготовленных машин и на погост мы пошли пешком.

Дорога и сами озера порадовали нас своими многочисленными живописными пейзажами, а вот вид церкви привел нас в полное уныние: от церкви  практически ничего не осталось.  

Первое упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы Осницкого (Березорадоницкого) погоста  находится в переписных книгах 1582 года. Тогда рядом с ней стояла еще деревянная церковь Архангела Михаила, упраздненная в 1843 году.  Покровская же церковь ремонтировалась в 1600 году, горела в 1880, возобновлялась в 1884 году и была заново отстроена в 1916 году по типовому проекту  епархиального архитектора. Остатки звонницы, некоторые детали алтаря и стен спировской церкви напомнили мне другую церковь нашей области - церковь в Поддубье Волховского района, построенной на 15 лет раньше и, скорее всего, по тому же типовому проекту. Поскольку она сохранилась значительно лучше, то по ней можно представить и форму Спировской Покровской церкви.

Долго возвращаемся обратно на перекресток у деревни Калинецкое. Может это и к лучшему, что долго: уж больно красивы местные холмистые пейзажи, высокие березы на закатном солнце и уходящая в даль песчаная грунтовка… Ведь ради этого и живем…

 

Деревня Калинецкое.

Жаль, не много времени оставалось на осмотр этой деревни, хоть и ночи длинные в мае, но усталость берет свое. Не берусь судить, но на первый взгляд деревня имела хаотичную планировку, что говорило о ее возможно очень старом происхождении.  Были дома ориентированные боковыми фасадами вдоль дороги (ну, это у вепсов так), были дома, ориентированные и на солнце и на дорогу (так у русских если нет реки или озера), но были и просто не на что не ориентированные дома, как ставили первопоселенцы этих мест. А может с устатку так показалось, интересно бы еще  раз приехать, да взглянуть трезвым взглядом…

А в центре деревни на возвышении (возможно  рукотворном кургане) стояла неизвестно каким чудом выжившая  за все эти годы  часовня Параскевы Пятницы. 

 

Деревня Черкасова Горка.

План поездки был выполнен на 90 %. Оставалась одна Черкасова Горка. Но в ней было много всего: Святой источник, Святая роща, Часовня Илии Пророка и слегка психованный  дядька-смотритель, о котором нас предупредили в  Гагрино. Как оказалось – все на месте:  источник с очень вкусной водой (слева от дороги, как раз напротив  отворотки на деревню), Святая роща при въезде в деревню с крохотной  недавно восстановленной часовенкой и на окраине деревне Ильинская часовня. 

Злой дядька –смотритель, то же прибежал. За эти годы он научился  выходить на часовню не на прямую(заметил я его  еще когда он из избы выходил), а задами и огородами, дабы захватить противника врасплох…  Ну что ж, наверное правильно, время теперь такое, не спокойное…   


К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

 

1   2

Следующая страница

К ОТЧЕТАМ И СТАТЬЯМ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ