АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА И ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ


1


Успенский Сырьинский  монастырь на Онеге-реке.


Успенский Сырьинский  монастырь на Онеге-реке.

Прислал Валерий Карсаков. Фотографии Юркова Олега.

Местоположение:

Монастырь расположен  в 9 км от  берега реки Онега, между  ее притоками Мудьюгой и Кадьмой.  Сейчас через Сырью проходит дорога, соединяющая города  Онегу и Плесецк, а сама деревня, обозначенная не на всех картах, находится между  большими поселками Анциферов бор  и Верхний Мудьюг. После Анциферова бора дорога уходит вниз в большую и очень живописную долину (фото),  при выезде из которой будет достаточно крутой подъем. По его завершении налево будет уходить грунтовка в Сырью. От Сырьи до города Онеги примерно 80 км.

Местоположение на карте:

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА КАРТЕ

История:

Основателем Успенского Сырьинского монастыря был Преподобный Кирилл Сырьинский. Вот что можно прочитать  о жизни Преподобного  в сборнике «Архагельский патерик», составленном   в 1900 году Епископом Никодимом (Кононовым): «Преподобный Кирилл  в миру назывался Кириаком и был  сыном священника, служившего в Чекуевском приходе Онежского уезда Архангельской губернии. Год рождения его, как и других важнейших событий из его жизни, остался неизвестным. Можно думать, что рождение Кириака падет на последнюю четверть XV века, а деятельность его и кончина - на XVI век.
Кириак рано осиротел. Будучи не привыкшим к тяжелому сельскому труду, не желая быть кому-либо в тягость, он решил поступить в какую-либо из местных обителей. Кириак пошел в Каргополь, в обитель Преподобного Александра Ошевенского, который незадолго перед этим скончался. Благополучно достигнув Ошевенской обители, преподобный со слезами молил  игумена принять его в братство  и облечь в иноческие одежды. Игуменом Ошевенского монастыря тогда был Максим.  Он с любовию принял пришельца и, видя его усердие и слезы, исполнил его желание.  При монашеском постриге он получил имя Кирилл. Под руководством опытного старца - духовного отца - Кирилл последовательно трудился во всех монастырских службах, с послушанием и любовью исполняя то, что ему приказывали. Потом он сделан был пономарем и просфорником, и жил  как строгий подвижник в Ошевенской обители много лет. В монастыре инок Кирилл выучился грамоте - чтению и письму, что дало ему возможность хорошо изучить Священное Писание.
Впоследствии, спустя много лет, преподобный Кирилл, с благословения настоятеля, покинул Ошевенский монастырь. Новгородский архиепископ рукоположил его в сан священника. Некоторое время преподобный Кирилл жил в селе Кенозере, а потом у себя на родине в Чекуеве, где в местном храме совершал богослужения. Из Чекуева он перебрался на близлежащую Сырью-гору, где  основал обитель, построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и, после многолетних трудов, в маститой старости, скончался».
Мощи преподобного Кирилла сохранились до нашего времени. Они почивают под спудом в часовне, стоящей недалеко от Успенского храма в д. Сырья. Сам монастырь просуществовал, скорее всего, до указа  1764 года о
введении штатов. Но за столь короткий срок из него вышли такие  известные святые как иеромонах Никон, положивший начало иноческой жизни на Кожеозере и старец Пахомий Сырьинский, вызванный патриархом Никоном на Кий-остров для строительства Крестного монастыря.

Фотографии:

Сырьинский монастырь. Часовня над  мощами Преподобного Кирилла.

Живописнейший вид на всю прионежскую округу Сырьинский монастырь.  Успенский храм

Фото 1

Фото 2 Фото 3
Обозначения:

Фото 1 - Сырьинский монастырь. Часовня над  мощами Преподобного Кирилла.

Фото 2 - От Успенского храма бывшего Сырьинского монастыря на много километров открывается живописнейший вид на всю прионежскую округу.

Фото 3 - Сырьинский монастырь.  Успенский храм.

 

Описание объекта:

Место, выбранное преподобным Кириллом для строительства монастыря  было и есть одним их самых красивых мест на нижней Онеги. От Успенского храма бывшего Сырьинского монастыря на много километров открывается живописнейший вид на всю прионежскую округу. Как на ладони видны леса, болота, сопки, близлежащие деревни. От Ярнемы до Белого моря нет более величественной панорамы.  Успенский храм  монастыря сохранился до наших в перестроенном виде: в XIX его ремонтировали – обшили тесом, заменили шатер на колокольне на наиболее распространенный  в то время «плафон». В 20 веке его тоже перестроили – «по-нашему», по-коммунистически,  превратив в телятник. Стойла-перегородки еще сохранялись  там  в 2002 году.

На удивление, не тронули  часовню над  мощами Преподобного Кирилла. Народ по-прежнему ходил  и ходит к мощам, принося молитвы Преподобному  и оставляя в часовне обетные полотенца, вещи и свечи. За часовней ухаживают: входная дверь тщательно покрашена, внутри все очень чисто и аккуратно, висят иконы, развешены полотенца, поновлена краской и сень над ракой Преподобного. Сама рака выполнена в форме обыкновенного деревянного гроба и, при входе в часовню, может несколько шокировать своей формой неподготовленного туриста-путешественника.  Подобной формы раку мы видели на другом берегу Белого моря  на Муезере, расположенном в 150 км от Кеми, там она была установлена в часовне над мощами Кассиана Муезерского. Видимо, такая форма раки  характерна для этих мест.    

Сама планировка деревни Сырья говорит о том, что она появилась после  монастыря: обе улицы деревни ориентированы строго на главные святыни монастыря – Успенский собор и часовню. На улице, ориентированной на часовню, сохранилось несколько очень интересных деревянных «двужирных», типично северных домов.

Данные по состоянию на: август 2003 года

 

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

 

1

   

К СПИСКУ ТОЧЕК НА КАРТЕ ПО РЕГИОНАМ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ