Менюшские отроки.

(По святым местам Новгородчины)

(автор Валерий Карсаков)

 

 

"Менюшские отроки, деревня Менюши" – ничего мне не говорили эти слова  и, вроде бы, никуда не звали, но когда к ним добавились еще " бывший Троицкий монастырь, часовня на болоте и святое озеро", то, как всегда, стало ясно – надо ехать. Ну, надо так надо, поехали…

Новгород, Шимск, поворачиваем на Лугу, в Медведе ( или в Медведях) сворачиваем на Менюши. Столько раз тут проезжали и не знали, что есть такие вот Менюши...

А село действительно имеет  богатую историю, как в общем то  почти все села на Новгородчине  - то битва какая никакая была рядом, то святой  в селе родился,  то  путевой дворец …

Через Менюши раньше проходил тракт на Псков и далее в Литву, Польшу,  Европу. На тракте стоял монастырь Троицкий, упраздненный, соответственно как большинство русских монастырей  18 века, указом просвещенной немецкой царицы  Екатерины  II от 1764 года. Соборный Троицкий храм монастыре в то время был еще деревянным.

Как-то, без малого два столетия назад, по этому тракту проезжал император всероссийский Николай Первый. А был в ту пору в этих местах мор (кажется, холера), и народ, привычное дело, бунтовал. Тихо было только в Менюше. Оценил Николай Павлович такое благоразумие своих подданных и спросил, чего они желают от царских милостей. Местные жители испросили у самодержца помощь на возведение колокольни (храм все еще  так же  был деревянный ). Подивившись благочестию сельчан, император не ограничился строительством колокольни, а подарил Менюше большой каменный пятиглавый храм Святой Троицы. В 1841 году его освятили, колокол на верхотуру подняли такой, что голос его был слышен в Новгороде, синие купола золотыми звездами украсили. А спустя полвека (в ту пору приход разросся до 4 тысяч душ) местные купцы пристроили к храму придел Николая Чудотворца, в честь державного дарителя царя Николая. В том приделе установили богатую мраморную раку с крышкой из серебра в 1256 серебряных рублей – отрокам менюшским...

Что сказать про отроков… Трагическую историю этих святых младенцев  мы узнали от местных жителей и приводим в их  трактовке.  Произошла эта история в 1569 году и. как мне кажется. за прошедшие 450 лет несколько видоизменилась в рассказах. передаваемых из поколения в поколение( что-то забылось. что-то дополнилось богатым воображение рассказчиков):

"Давным-давно, в царствование Иоанна Грозного, в Верхнем Прихоне Медведского погоста (15 км от Менюши) жило семейство крестьян – Исидор и Варвара. Было у них два сына – Ваня пяти и Яша трех лет от роду. (Поэтому правильнее было бы называть их не отроками, а младенцами). В один из осенних дней Исидор перед тем, как вместе с супругой уйти в поле, зарезал овцу. Старший сын, видимо, наблюдал это, и воспринял как игру. В отсутствие родителей они с братом поделили роли, Ваня стал «папой», а Яков – «овцой». Иван полоснул ножом младшего брата и тот упал замертво. Иван очень испугался и спрятался в печку. А в печке уже были сложены дрова, так в то время в деревне было принято – чтоб дрова оставались сухие.

Вернулись с поля родители, увидели мертвого младшего сына, Ваню же не смогли найти. Погоревали, и затопила мать печку. Каково им было, когда из уже истопленной печи они достали тело своего второго сына! Мальчиков похоронили, а через некоторое время охотники, блуждая по дремучим менюшским лесам и окончательно обессилев, вышли на Каменское (Каменное) озеро, сейчас называемое Святым. Видят: по озеру плавают детские гробики. Догадались они, что в них тела тех самых, трагически погибших, мальчиков, о которых говорила вся округа. Восприняв это как чудо Божие, обратились охотники к младенцам с молитвой – помочь выбраться им из леса. И вышли к Менюше. Гробики эти спустя некоторое время были преданы земле – но уже в Менюше. А озеро именно с тех пор стало, по молитвам к Иоанну и Якову, исцелять от болезней.

Так и повелось :на Иванов день (7 июля по н.с.)служили отрокам, и всем селом обязательно ходили на озеро святить воду; пока поп воду не освятил – никто не купался. Дорога на озеро была для лошадей вымощена, у берега были оборудованы две купели, – придешь, бывало, а там белья набросано – чулки, платки!.. Кто что хотел вылечить, с того места и одежду оставлял. "

Такая вот история.

Честно говоря. люблю я ездить на Новгородчину… Люди здесь очень приветливые, открытые. Всегда расскажут что-то интересное. А замечать я это стал после поездки в Великий Устюг. Уже по пути оттуда мы заехали посмотреть  место бывшего  Опоклага, который располагался на реке  Сухоне в деревне Опоки. Добираясь до деревни от шоссе случайно помогли местным старичкам, а они в свою очередь пригласили нас на чай. Вот тогда   в разговоре за пирогами  в ответ на наше "огромное спасибо"  хозяйка и  обронила столь запавшую мне в память фразу: " Кушайте, ребятки. кушайте. это мы здесь ближе к Устюгу хлебосольные,  вы сейчас  к Вологде поедете, а там москвичи живут, у них зимой снега не выпросишь… Мы  то ведь – новгородцы…". Очень я удивился  тогда. что  так помнят люди  свои корни, помнят новгородскую колонизацию  этих мест и колонизацию "низовскую", то бишь московскую.   

Не ударили в грязь лицом новгородцы и на этот раз – рассказали нам такую вот интересную историю менюшских отроков. Сравните ее с кратким житием Иаонна и Иакова менюшских, встретившимся мне в одном из официальных изданий: 

 

"Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары. Иаков в трехлетнем возрасте, а Иоанн - в пятилетнем были умерщвлены злодеями ( ???). Между 1562 - 1569 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря".

 

Мощи, пожалуй  самых маленьких по возрасту святых православной церкви, и сейчас находятся  под спудом в подклети  Троицкого собора в Менюшах.  В тридцатые годы  прошлого века  наиболее рьяные последователи Емельяна Ярославского, вдохновленные журналом "Воинствующий безбожник" и комсомольским собранием, добрались и до  Менюшей. Попытались сдвинуть плиту над могилой отроков и осквернить их нетленные мощи, но из могилки пошла сильным потоком вода и  воинствующим богоборцам пришлось ретироваться, а вода тут же ушла. Воинствующие безбожники. военное лихолетье и колхозная жизнь  плохо отразились на внешнем виде храма  - он практически не подлежит восстановлению.

 

Но, как говориться, сила Божия в немощи человеческой проявляется. Может быть,  с Божией помощью, и поднимется здесь пятиглавие куполов, тем более, что возведен храм  над главной святыней местной округи- могилкой отроков менюшских.

Вход  в подклет к Святым младенцам менюшским  находится   с северной стороны храма. Подклет низкий и темный. поэтому лучше сразу запастись свечками. которые можно заранее купить в любом православном храме. Место, где похоронены Святые младенцы. стараниями местных жителей обозначено металлической домовиной  и крестом, есть ящичек с песочком. куда можно поставить  привезенные с собой свечи.  

Помолившись святым младенцам Иоанну и Иакову. можно отправляться и на Святое озеро. Путь туда лежит  от Менюшей  через деревню Горное Веретье, в конце которой будет поворот направо ( был указатель) на Старое Веретье. В Старом Веретье поворачиваем еще раз  направо и затем сразу налево, доезжаем до остатков фермы из красного кирпича, за которыми уже начинается тропа по болоту к Святому озеру и часовне.

Если кто-то запутается в моих объяснения, то можно спросить у местных. очень доброжелательных жителей. Заодно они вам расскажут и о  том какое огромное количество машин приезжает  сюда на Иван день ( 6 июля) и как купался в этом озере владыка Лев, архиепископ Новгородский, и сколько людей привозило  сюда своих   больных  малышей и увозило после купания в озере  совершенно здоровых…

 

Тропа к святому озеру  в дореволюционные времена была вымощена гатями и  проезжаема  даже для лошадей. Сейчас это обыкновенная болотная тропа длиной  1,5- 2 км. весной и осенью очень сырая (без сапог не пройти).

Вначале она еще выложена досками и  стволами сосен, кое где устроены скамеечки для отдыха, но  ближе к озеру  путь лежит прямо по болоту.

При подходе к озеру и часовне следует быть осторожными –идти только по уложенным прямо на болото доскам. Озеро  имеет как бы двойное дно – тыкаешь шестом. он пробивает  траву и вскоре  утыкается в мягкое и  качающееся второе дно, при этом болото не затягивает озеро, оно остается в своих берегах уже много веков. В свое время приезжали изучать состав воды и обнаружили в ней большое содержание,  йода и серебра. Но вода помогает именно по молитвам к отрокам. Может, поэтому и исцеления  на озере  происходят в основном от детских болезней.

 

Часовня, посвященная Иоанну и Иакову, стоит прямо на болоте, на  специально устроенном помосте из бревен, от нее можно пройти к озеру, где устроены  крепко сбитые ступени для спуска в озеро и купания. Помывшись в озере и посидев  у часовенки, словно набираешься сил, обратный путь уже не кажется столь длинным, а болото унылым и  скучным.  

 

 

 

К СПИСКУ ОТЧЕТОВ И СТАТЕЙ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ